Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (46.5 Kb) ] | 19.08.2014, 21:22 |
Возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения обусловлено обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара. Но экологическое воспитание неотделимо от воспитания нравственного. Если результаты последнего успешны, любовь к природе развивается легко и естественно. И наоборот, бездуховность людей нашего века создает серьезные препятствия для распространения экологической культуры. Хотя знание экологии и биологии, безусловно, способствует экологическому воспитанию, необходимо затрагивать нравственные и экологические проблемы на других уроках, в частности на уроках иностранного языка. Принимая во внимание, каким мощным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык, он наряду с предметами естественно-научного цикла может способствовать формированию экологической культуры личности. Вот почему возникает необходимость изучения и разработки новых путей и условий повышения эффективности экологического воспитания школьников средствами иностранного языка. Цели и задачи: • формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; • формирование у учащихся убежденности в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе; • воспитание гражданской ответственности за свои действия по отношению к природной среде; • включение учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе; • формирование экологической культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к окружающему миру; • развитие понимания, что при бережном природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду; • воспитание патриотических чувств, любви к своему краю, Родине; • включение в активный словарь учащихся необходимой лексики, расширение объема рецептивного словаря школьников с учетом экологической направленности; • воспитание потребности в практическом использовании английского языка, освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; • расширение кругозора учащихся, их информированности, общей эрудиции. Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществляться путем дополнения традиционных тем информацией экологического содержания, поскольку тематика уроков иностранного языка располагает к выбору различных форм работы в этом направлении. Так, например, в программах по иностранному языку в тематическом планировании предусматриваются часы на темы, непосредственно связанные с экологической проблематикой: Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Общества защиты животных. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской / сельской местности. Транспорт. Дикие и домашние животные. Забота и охрана животных. Вымирающие животные. Отношение к животным. В начальной школе уроки по темам «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные», «Еда и покупки», «Города», «Школа», «Путешествие» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования. Естественно, что на разных этапах обучения уровень разработки экологической проблематики будет существенно отличаться: на начальной ступени это отдельные ее фрагменты, на среднем и старших она присутствует в расширенном объеме, что позволяет решать поставленные задачи на более высоком уровне. В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, которые можно использовать в качестве отличного инструмента для развития мотивации при изучении английского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. Оригинальные учебные презентации увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерные программы, включая PowerPoint, являются одними из таких эффективных средств. Образовательный потенциал новых технических средств обучения стал хорошим помощником в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи. Разучивание стихов, песен, пословиц, разгадывание загадок и кроссвордов в начальной школе помогает расширению вокабуляра по экологической тематике. В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, способности ощущать и осознавать себя ее частью, быть ответственным за нее. Памятка о рациональном использовании воды в домашних условиях, практическое задание «Сколько мусора выбрасывает ваша семья за день, неделю, месяц?» помогают включить учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды и в тоже время способствуют углублению языковой базы, развитию навыков и умений устного общения на базе профильно-ориентированной тематики. Для контроля усвоения полученных знаний по экологической проблематике на различных ступенях обучения нами разработан ряд контрольных заданий в форме электронных презентаций. Выполнение подобных заданий можно использовать в 5-6 классах для лексического и грамматического контроля. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно. Преимущество тестового контроля с применением компьютерных презентаций состоит в том, что все учащиеся могут работать одновременно, учитель имеет возможность получить срез обученности и выявить пробелы в знаниях каждого ученика в группе. Все задания для тестового контроля подбираются с учетом экологической направленности и позже используются для различных дискуссий и бесед, для воспитания ответственного и гуманного отношения к животным и природе. Нет необходимости доказывать, что результативность экологического образования и воспитания будет более значимой, если вовлечь школьников в различные виды внеурочной деятельности, заинтересовать их работой международных охранных организаций ("Greenpeace", "Friends of the Earth", "The World Wildlife Fund", "The Royal Society For the Prevention of Cruelty to Animals"). Чтобы получить необходимые знания, можно воспользоваться не только такими великолепными источниками информации, как радио, телевидение, газеты, журналы, но и обсуждать online многие важные проблемы («парниковый эффект», вторичная переработка отходов, экономное отношение к воде, электроэнергии и т. д.). Путем расширения устной речевой практики и чтения, а также совершенствования навыков письма посредством общения и переписки с юными экологами разных стран через Интернет достигается более высокий уровень развития речевой деятельности. Наличие одинаковых экологических проблем создает прекрасную основу для общения на иностранном языке, и у учащихся появляется стимул к использованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками. Итак, в результате реализации поставленных целей и задач учащиеся, используя полученные знания и личные наблюдения, должны научиться на иностранном языке описывать объекты и явления окружающей живой и неживой природы; объяснять необходимость сохранения окружающего мира, взаимосвязь человека с природой; прогнозировать последствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей, давать им оценку; создавать проекты по изученным темам; оформлять результаты своих работ в виде сочинений, рисунков, лозунгов, плакатов, компьютерных презентаций. Еще раз стоит отметить, что экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка позволяют учащимся повысить уровень практического владения иностранным языком, развить навыки работы над ним и более полно реализовать его функции как средства общения. Литература: 1. Новые государственные стандарты по иностранному языку второго поколения.— М.: Просвещение, 2010. 2. Вайсбурд М. Л., Толстиков С. Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.— М.— 2002.— № 5. 3. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе.— М.— 1990.— № 4. | |
Просмотров: 410 | Загрузок: 13 | |
Всего комментариев: 0 | |