Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Повышение эффективности экологического и нравственного воспитания школьников средствами иностранного языка
[ Скачать с сервера (46.5 Kb) ] 19.08.2014, 21:22

Возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающе­го поколения обусловлено обострением гло­бальных проблем современной цивилизации, ухуд­шением экологической ситуации во многих точках земного шара. Но экологическое воспитание неотделимо от воспитания нравственного. Если результаты последнего успешны, любовь к природе развивается легко и естественно. И наоборот, бездуховность людей нашего века создает серьезные препятствия для распространения экологической культуры. Хотя знание экологии и биологии, безусловно, способствует экологическому воспитанию, необходимо затрагивать нравственные и экологические проблемы на других уроках, в частности на уроках иностранного языка.   

Принимая во внимание, каким мощным воспи­тательным, образовательным и развивающим по­тенциалом обладает иностранный язык, он наряду с предметами естественно-научного цикла может спо­собствовать формированию экологической культу­ры личности. Вот почему возникает необходимость изучения и разработки новых путей и условий повы­шения эффективности экологического воспитания школьников средствами иностранного языка.

Цели и задачи:

• формирование элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружа­ющей его среды;

• формирование у учащихся убежденности в необ­ходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе;

• воспитание гражданской ответственности за свои действия по отношению к природной среде;

• включение учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состо­яния окружающей среды в своем регионе;

• формирование экологической культуры учащихся, воспитание осознанного отношения к окружаю­щему миру;

• развитие понимания, что при бережном природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить ок­ружающую среду;

• воспитание патриотических чувств, любви к свое­му краю, Родине;

• включение в активный словарь учащихся необхо­димой лексики, расширение объема рецептивного словаря школьников с учетом экологической на­правленности;

• воспитание потребности в практическом исполь­зовании английского языка, освоение учащимися нравственных ограничений и предписаний по от­ношению к окружающей его среде;

• расширение кругозора учащихся, их информиро­ванности, общей эрудиции.

Экологическое образование школьников через предмет «иностранный язык» может осуществлять­ся путем дополнения традиционных тем информаци­ей экологического содержания, поскольку тематика уроков иностранного языка располагает к выбору различных форм работы в этом направлении. Так, например, в программах по иностранному языку в тематическом планировании предусматриваются часы на темы, непосредственно связанные с экологической про­блематикой: Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Общества защиты животных. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в го­родской / сельской местности. Транспорт. Дикие и домашние животные. Забота и охрана животных. Вымирающие животные. Отно­шение к животным.

В начальной школе уроки по темам «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Живот­ные», «Еда и покупки», «Города», «Школа», «Путеше­ствие» и другие также имеют прямую связь с целями и задачами экологического образования.

Естественно, что на разных этапах обучения уро­вень разработки экологической проблематики будет существенно отличаться: на начальной ступени это от­дельные ее фрагменты, на среднем и старших она при­сутствует в расширенном объеме, что позволяет ре­шать поставленные задачи на более высоком уровне.

В качестве одной из форм работы на уроках мы широко применяем компьютерные презентации, ко­торые можно использовать в качестве отличного ин­струмента для развития мотивации при изучении ан­глийского языка и для более продуктивного усвоения учебного материала. Оригиналь­ные учебные презентации увлекают, мо­тивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерные програм­мы, включая PowerPoint, являются одними из таких эффективных средств. Образовательный потенциал новых технических средств обучения стал хорошим помощ­ником в осуществлении наглядной поддержки обуче­ния иноязычной речи.

Разучивание стихов, песен, пословиц, разгады­вание загадок и кроссвордов в начальной школе по­могает расширению вокабуляра по экологической тематике.

В средней школе мы широко используем беседы по экологической проблематике о мире, в котором мы живем, о необходимости сохранения природы, спо­собности ощущать и осознавать себя ее частью, быть ответственным за нее. Памятка о рациональном ис­пользовании воды в домашних условиях, практическое задание «Сколько мусора выбрасывает ваша семья за день, неделю, месяц?» помогают включить учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды и в тоже время способствуют углублению языковой базы, раз­витию навыков и умений устного общения на базе про­фильно-ориентированной тематики.

Для контроля усвоения полученных знаний по экологической проблематике на различных ступенях обучения нами разработан ряд контрольных заданий в форме электронных презентаций.

Выполнение подобных заданий можно использо­вать в 5-6 классах для лексического и граммати­ческого контроля. Эти упражнения учащиеся про­делывают прямо с экрана индивидуально или фрон­тально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.

Преимущество тестового контроля с применением компьютерных презентаций состоит в том, что все учащиеся могут работать одновременно, учитель имеет возможность получить срез обученности и вы­явить пробелы в знаниях каждого ученика в группе. Все задания для тестового контроля подбирают­ся с учетом экологической направленности и позже используются для различных дискуссий и бесед, для воспитания ответственного и гуманного отношения к животным и природе.

Нет необходимости доказывать, что результатив­ность экологического образования и воспитания будет более значимой, если вовлечь школьников в различные виды внеурочной деятельности, за­интересовать их работой международных охранных организаций ("Greenpeace", "Friends of the Earth", "The World Wildlife Fund", "The Royal Society For the Prevention of Cruelty to Animals").

Чтобы получить необходимые знания, можно воспользоваться не только такими великолепными источниками информации, как радио, телевидение, газеты, журналы, но и обсуждать online многие важ­ные проблемы («парниковый эффект», вторичная переработка отходов, экономное отношение к воде, электроэнергии и т. д.).

Путем расширения устной речевой практики и чтения, а также совершенствования навыков пись­ма посредством общения и переписки с юными эко­логами разных стран через Интернет достигается более высокий уровень развития речевой деятель­ности.

Наличие одинаковых экологических проблем соз­дает прекрасную основу для общения на иностран­ном языке, и у учащихся появляется стимул к исполь­зованию иностранного языка в качестве посредника для достижения взаимопонимания с зарубежными сверстниками.

Итак, в результате реализации поставленных це­лей и задач учащиеся, используя полученные зна­ния и личные наблюдения, должны научиться на иностранном языке описывать объекты и явления окружающей живой и неживой природы; объяснять необходимость сохранения окружающего мира, вза­имосвязь человека с природой; прогнозировать по­следствия своих действий для окружающей среды, личного здоровья и здоровья других людей, давать им оценку; создавать проекты по изученным темам; оформлять результаты своих работ в виде сочине­ний, рисунков, лозунгов, плакатов, компьютерных презентаций.

Еще раз стоит отметить, что экологическое обра­зование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой эко­логической культуры, включающую систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природополь­зования. Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка позволяют учащимся повысить уровень практического владения иностранным язы­ком, развить навыки работы над ним и более полно реализовать его функции как средства общения.

Литература:

1. Новые государственные стандарты по иностранному языку второго поколения.— М.: Просвещение, 2010.

2. Вайсбурд М. Л., Толстиков С. Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.— М.— 2002.— № 5.

3. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Ино­странные языки в школе.— М.— 1990.— № 4.

4. http://www.ecokids.ca/pub/index.cfm

5. http://www.rspca.org.uk/allaboutanimals/pets/general 

Категория: Мои файлы | Добавил: Helen
Просмотров: 250 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar